Уфа
Сдам
Санкт-Петербург
Сдам
м. Нарвская
Офисы
до 13200 м2
Чебоксары
Сдам
Санкт-Петербург
Сдам
м. Старая Деревня
Офисы
до 70000 м2 / 12 000 руб.
Площадь, м2 от
до
Стоимость, руб. от
до

"Большой тройке" ритейлеров некого покупать или Итоги саммита Food Business Russia.

20 февраля, 2012г.

 

      9-10 февраля в Москве прошел саммит Food Business Russia 2012, собравший глав продовольственных сетей производителей FMCG и дистрибьюторов. Лидеры российского рынка по традиции встречались в Москве. Оставляя за кадром множество деталей и приятных эмоций, связанных с событием, хочу выделить несколько крупных фактов.

Во-первых, мы все ВИДЕЛИ, но до саммита НЕ ЗАМЕЧАЛИ смену двух эпох на рынке продовольственного ритейла. Коротко: это полная победа организованного ритейла над открытыми рынками. Так что запишем дату в календарь.

К этому выводу спикеры и участники конференции пришли, анализируя динамику LFL-продаж в сетях федерального и регионального уровня: скорость прироста новых покупателей в «старые» магазины сетей снижается почти до величин погрешности. От 15-30% в прошлом мы пришли к единицам процентов. А в зависимости от успешности формата — даже к отрицательному росту. Очевидно: главная причина в том, что массовый переток покупателей от «оптовок» и традиционного ритейла в сети — фактически завершен.

Говорить «что это значит» и «что теперь будет» можно бесконечно. Последствия будут неизбежно. И самое серьезное из них: рост цены ошибок. Конкурировать с неорганизованной торговлей было гораздо проще за счет естественной силы самого формата самообслуживания. Дальше воевать за долю рынка придется с равными по силе: сеть против сети, ассортимент против ассортимента, бренд против бренда.

Во-вторых, впервые с большой трибуны прозвучала новая концепция консолидации. Региональные сети, оказавшись физически лицом к лицу с «федералами», впервые по-новому смотрят друг на друга. И видят в своих региональных соседях уже не конкурента, а скорее союзника, ищут решения по объединению сил. В первую очередь, в поиске большей закупочной силы. Неформальным лидером процесса стал Владимир Бохан, учредитель сети «Панорама» из Архангельска. Я искренне снимаю шляпу перед его основательным подходом к задаче, да и недюжинной энергией.

Как будут развиваться события, думаю, уже скоро покажет «Время» : - ). В прямом смысле. Мы увидим это на экранах телевизоров. Подобные проекты развиваются в разных регионах, и в конце тоннеля уже видится образ кооператива федерального масштаба по примеру немецкой Edeka (N1 на рынке Германии).

В-третьих, как метко высказался партнер Svarog Capital Partners Олег Царьков в ходе проведенной им панельной дискуссии на тему M&A, это последняя такая сессия на ежегодных саммитах индустрии. Покупать и продавать больше нечего и некому. И Илья Якубсон, Президент ГК «Дикси» и его коллеги из Х5 Retail Gropup также предельно спокойно комментировали перспективы сделок в сегменте слияний и поглощений. При планах открытия (в 250+ и 500+ магазинов, соответственно), в наступившем году обе компании делают ставку на «органику», на собственные открытия. Принимая во внимание, что многолетняя стратегия «Магнита» — также органический рост, приходится признать «поглощения» опцией лишь для второго и третьего эшелона сетей. Кстати, в неформальном разговоре я получил очередное подтверждение приверженности «Магнита» своей давней традиции покупать только в экстренном случае. В общем, отказ «большой тройки» ритейлеров от M&A — факт эпохальный.

В завершение, говоря о значимых событиях и трендах, не могу не отметить приезд в Россию первых лиц из глобальных офисов Spar и IGA. Гордон Кэмпбел и Марк Ботеник представили на открытии свои планы глобального развития и программу работы в России. Схожесть моделей бизнеса Spar и IGA, их одновременная активизация на нашем рынке (вкупе со звучащим с трибуны именем Edeka) не может не привести к еще одному важнейшему выводу: большая игра в консолидацию еще далеко не закончена. Изменится лишь форма – поглощения сменятся слияниями. Так что ближайший следующий этап на рынке продовольственной розницы в России — это реальная битва не закупочной силы, а силы брендов.

 

/i-business.ru/